Сам по себе сквер представляет собой малую форму рекреационной зоны, предназначенной для отдыха, прогулок и просто приятного времяпрепровождения. Великолепно вписанный в индустриальный пейзаж городской застройки, Патриарший пруд не отгорожен от внешнего мира заборами или решетками и чествовать его аллеи своим присутствием можно как в любое время дня, так и в любое время года.
Московский Кремль – русская национальная святыня и символ российской государственности. Сама история распорядилась так, что кремлевский холм стал главной музейной достопримечательностью Москвы - хранителем исторической памяти многих поколений, создавших и сохранивших это бесценное наследие. Признанием неповторимости и уникальности памятников Московского Кремля, их исключительного места в развитии мировой культуры, стало включение архитектурного ансамбля "Московский Кремль и Красная площадь" в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, как части мирового историко-художественного наследия.
Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям – не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох.
История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…
Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который - по месту расположения на площади Петровской - был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.
Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.
Большой театр в Москве - одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала - 21 метр, длина - 25 метров, ширина - 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном. И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.
Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви – Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского – освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры – Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.
Драгоценные предметы этого собрания – государственные регалии, орденские знаки, ювелирные украшения - находились до 1914 года в специальной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В связи с событиями Первой мировой войны драгоценности царской коллекции перевезены для безопасного хранения в подвальные помещения Московского Кремля, где и размещались в течение почти 8 лет. Экспертиза 1922 года подтвердила их исключительную ценность, собрание полностью вошло в Государственное хранилище (в то время – Гохран СССР).
Знаменитые сокровища Алмазного фонда – уникальные самородки и изделия из драгоценных камней и металлов XVIII-XX веков, наиболее значимая в художественном и историческом плане часть фонда Гохрана РФ, подлинное государственное достояние.
К центральным экспонатам музея Алмазный фонд относятся знаменитые семь исторических камней массой от 25 до 398,72 карат: это алмазы «Орлов», «Шах» и портретный алмаз, гигантские образцы изумруда, цейлонского сапфира, шпинели и самоцвета – оливково-зеленого хризолита.
Самые известные изделия в коллекции: большая и малая императорские короны, скипетр (его верхняя часть украшена алмазом «Орлов») и держава, бриллиантовый знак на цепи со звездой высшего ордена Российской империи.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV-начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
Галерея расположена в неоднократно перестраивавшемся здании дома Третьяковых и ряде примыкающих к нему построек. Современный фасад Галереи сооружен в 1900-1905 гг. по эскизам В.М.Васнецова. Неорусский стиль здания подчеркивал, что это музей именно русского искусства. На главном фасаде находится барельефное изображение герба Москвы – изображение Святого Георгия со змием, по бокам от него – нарядный полихромный керамический фриз. В единый комплекс с фризом входит и крупная надпись, выполненная вязью, сообщающая имена обоих дарителей – Петра и Сергея Третьяковых. Справа от главного здания в 1930 году было построено дополнительное помещение, автор которого – архитектор А.Щусов. Слева от главного здания расположен Инженерный корпус.
В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI – начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий – творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Голубая роза".
Особой частью экспозиции является "Сокровищница", где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII – начале XX века. Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением.
Освящение храма 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.
Храм строили и украшали целых 44 года (с 1839 по 1883 гг.), его создатель – архитектор Константин Тон, автор «неорусского» стиля в архитектуре. Наряду с Тоном, над храмом работали лучшие скульпторы и художники. Гениальный русский композитор П.И. Чайковский написал к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюру «1812 год», в церемонии освящения участвовали ветераны Отечественной войны.
В 1931 году храм был взорван, чтобы освободить место для нового храма новой эпохи – Дворца Советов. Эпоха, бросившая вызов всему предшествующему и настоящему, хотела воздвигнуть на века памятник самой себе: самое высокое здание в мире, колоссальный дворец-зиккурат, увенчанный стометровой статуей Ленина. Со временем коммунисты отказались от утопии, и на месте храма был устроен бассейн «Москва» – символ сытого и «тёплого» застойного времени 1960-х – 1980-х. Потом началась перестройка, переосмысление и раскаяние за преступления прошлого, и храм, восстановленный в 1990-х гг., стал символом восстановления исторической справедливости.
Храм Христа Спасителя в Москве – крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" – собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах – во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
- "нижний храм" – Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный – в честь Преображения Господня и два малых придела – в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
На территории созданы экологические тропы, по которым можно пройти с экскурсией, а также индивидуально. По ходу маршрута стоят указатели и стенды с полезной информацией о растительном и животном мире заповедника, а также о его истории. В течение всего года работает канатная дорога. В заповеднике живут многие редкие для Москвы птицы и животные, произрастают растения. В парке есть специальные места, где можно покормить птиц. Здесь арендуют ролики и велосипеды, чтобы по ровной дорожке прокатиться вдоль реки. До Нескучного сада многие совершают прогулку на речном трамвайчике. В экоцентре можно заказать бесплатные экскурсии, записавшись заранее.
В зимнее время здесь также многолюдно. Прекрасный заснеженный склон облюбовали любители скоростных лыж. Есть линия для беговых лыж, а также места, где организуются катания на санях.
Любимый маршрут гостей и жителей столицы ведет к Андреевским прудам, которые были созданы на рубеже XVIII - XIX веков. У Андреевского пруда организованы зоны для пикников, детская площадка, установлены скамьи и беседки. Со смотровой площадки открывается изумительный вид на пруд с редкими птицами, плавающими в пруду. Не менее популярен маршрут «На террасах». Во время путешествия удается увидеть редчайших птиц и растений. Есть еще одна популярная остановка, которая называется Лесной пруд. Это живописное место избрали для обитания озерные лягушки и кряковые утки. А наблюдать за живой природой всегда интересно.
Поклонная гора, на которой расположен Парк Победы – знаковое место для истории Москвы. Это название родилось еще в стародавние времена: здесь было принято встречать важных гостей с запада. В 1812 году, когда в Москву вошли войска Наполеона, именно на этом месте он со своим штабом ожидал делегацию с символическими ключами от города. Но ждал напрасно: русская армия предпочла оставить врагу опустевший город, чтобы собрать силы для решающего натиска. Символично, что напротив Поклонной горы, на Кутузовском проспекте, возведена Триумфальная арка в честь освобождения России от войск Наполеона.
Идея устройства на этом месте огромного мемориала, посвященного подвигу советского народа, возникла еще в годы Второй мировой войны. В 1958-м на это месте появился знак «Здесь будет сооружен памятник Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В том же году началось устройство парка: были посажены деревья, разбиты аллеи. Но лишь в 1984 году началось строительство мемориального комплекса. Его создатели стремились отразить в архитектуре всю историю войны, сотворив памятник всем тем, кто сражался с врагом, объединившись во имя общей цели.
Центральная точка комплекса – Монумент Победы, самый высокий монумент России. Он расположен на площади Победителей и представляет собой обелиск в виде штыка высотой в 141 м. Рядом с ним горит Вечный огонь, зажженный от огня над Могилой Неизвестного Солдата в Александровском саду. Сразу за обелиском находится Центральный музей Великой Отечественной войны, где собраны подлинные реликвии военных лет и представлены диорамы ключевых сражений. Это не просто экспозиция, рассказывающая об истории сражений, но огромный мемориал, увековечивающий память павших воинов. В Зале Памяти музея хранится 385 томов «Книги Памяти», в которую вписаны имена людей, погибших в боях Великой Отечественной войны. На территории музея проводятся временные тематические выставки, посвященные военной истории. Рядом с Центральным музеем располагается выставка военной техники — как советской, так и стран-союзниц.
Если пройти от музея по аллее Партизан, то можно увидеть памятник странам – участницам антигитлеровской коалиции. Это еще один символ единства множества народов, сражавшихся за правое дело. Рядом, в глубине аллеи, находится часовня, посвященная добровольцам-испанцам, погибшим в рядах советской армии в годы Второй мировой войны. А с правой стороны, на аллее Памяти – скульптурная композиция «В борьбе с фашизмом мы были вместе», продолжающая ту же тему.
Пройдя по аллее Памяти, можно посетить мемориальную синагогу. Ее экспозиция посвящена в первую очередь жертвам Холокоста, а также истории существования еврейского народа на территории России.
С противоположной стороны от центральной площади находится православный храм, освященный в честь святого Георгия Победоносца, небесного покровителя воинов. Неподалеку от него возвышается памятник «Пропавшим без вести солдатам без могил». Скульптор изобразил смертельно раненного пехотинца: его колени согнуты – он вот-вот упадет на землю. Этот монумент лишен пафоса и торжественности, он просто напоминает нам о жестокости военных бедствий, о трагедии каждого человека в отдельности.
Далее, в сторону станции метро «Парк Победы» ведет центральная аллея, на которой установлены памятные стелы, посвященные различным фронтам и флотам. Отсюда открывается великолепный и величественный вид на монументы. Главная аллея парка носит название «Годы войны». Ее планировка очень символична: пять террас, составляющих аллею, символизируют пять лет войны, а количество фонтанов – 225 – равно числу недель, в течение которых продолжалось кровопролитие.
Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.
Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.
После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.
Новодевичий – единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.
Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.
Александровский сад всегда был и остается излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы. Пешие прогулки можно совершать по трём аллеям, проложенным параллельно Кремлёвской стене и Манежной площади.
В Верхнем и Среднем садах высажено множество видов деревьев (липы, клены, голубые ели) и декоративных кустарников (сирень, жасмин, черемуха, акация, боярышник), цветущих в разное время года. На территории сада сохранился 200-летний дуб. Весной и летом разбиты великолепные цветочные клумбы из тюльпанов и роз.
В саду расположено множество исторических объектов - Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых, переделанный большевиками в памятник революционерам и теоретикам социализма, а в 2013 году восстановленный в первоначальном виде, правда, с небольшими неточностями. Но особое место занимают в Александровском саду памятники, напоминающие посетителям об истории двух Отечественных войн, первой (1812) и Великой (1941-1945).
Недалеко от Александровского сада находится одноимённая станция Московского метрополитена.
Первоначально Мавзолей был деревянным. После смерти вождя в 1924 году было решено сохранить образ Ленина и возвести Мавзолей на Красной площади. Проект первого мавзолея принадлежал А.Щусеву. В апреле того же года он был сооружен. По форме он соответствовал нынешнему Мавзолею. К сооружению были пристроены трибуны. Саркофаг для гроба был спроектирован архитектором Мельниковым. Он прослужил до конца Великой Отечественной войны. Вход в мавзолей охранял почетный караул.
Новое здание Мавзолея из камня, было сооружено по проекту того же архитектора Щусева. Сооружение снаружи было облицовано мрамором и гранитом. По сторонам сооружения построили трибуны для членов правительства, с которых они приветствовали демонстрантов и смотрели военные парады. Внутри сооружения расположен траурный зал. Его площадь – 1000 квадратных метров.
Ученые разработали технологию бальзамирования, создали специальное оборудование, позволяющее десятилетиями хранить тело Ленина. Они создали соответствующие условия и осуществляли контроль за их соблюдением . Во время Великой Отечественной войны тело Ленина было вывезено в Тюмень и хра
Место возле Московского кремля издавна было торговым. Удобное расположение на пересечении сухопутных и водных дорог привлекали сюда много купцов. Память о существовавшем в центре города торжище сохранилась в названии станции метро «Охотный ряд».
После пожара 1812 года возле Красной площади стояли Верхние торговые ряды, построенные известным зодчим Осипом Бове. Хотя ряды и выходили к стенам кремля красивым классическим фасадом, внутри они состояли из огромного количества лавок и напоминали восточный базар.
Ко второй половине XIX века здание обветшало, и торгующие там купцы обратились к городским властям с просьбой о реконструкции. В 1888 году старые лавки разобрали, а на месте будущей стройки провели археологические раскопки. Все, что нашли археологи, пополнило коллекции Государственного исторического музея.
После раскопок, всего за 4 года в сердце города появился современный торговый комплекс, построенный по проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Новые ряды имели стеклянные потолки, собственную электростанцию и артезианскую скважину. В двухъярусном подвале была организована оптовая торговля, а на этажах, кроме лавок и салонов, работали отделения телеграфа и банка, ателье, рестораны и парикмахерские.
ГУМ построен в виде пассажа и состоит из 16 корпусов. Через все здание проложены широкие проходы-галереи, а по бокам от них стоят ряды магазинов. Такой стиль торговых построек был чрезвычайно популярен в Европе во второй половине XIX века, и вполне естественно, что его использовали проектировавшие ГУМ архитекторы.
Три прохода или «линии» идут вдоль здания, и еще три - поперек него. Кроме них, в ГУМе есть три просторных площади. Арочные перекрытия выполнены из стальных ферм. Они завершаются стеклянными потолками или «световыми фонарями», и за счет этого в здании всегда много света.
Фасады ГУМа оформлены в псевдорусском стиле из песчаника, тарусского мрамора и финского гранита. Они декорированы в лучших традициях архитектурных памятников русского «узорочья» и прекрасно сочетаются со стенами и башнями Московского кремля и массивным зданием Государственного исторического музея. Сегодня фасады ГУМа имеют оригинальную иллюминацию, которая подчеркивает выразительный силуэт постройки.
ВДНХ — уникальная выставка открывшаяся в 1954 году, как символ всех достижений народных республик, входящих в состав СССР. Внутри комплекса были организованы тематические павильоны, каждой из союзных республик, где они представляли свои самые выдающиеся достижения. Выставка функционирует и по сей день. О всех выставках и мероприятиях можно узнать на официальном сайте ВДНХ. От центрального входа на ВДНХ начинается аллея фонтанов.
Здания, монументы и фонтаны, расположенные на территории ВВЦ созданы в советское время, являются архитектурными памятниками советской эпохи, образцами господствующих в разное время архитектурных воззрений. Многие из них получили известность во всем мире. В России, почти каждый человек видел хотя бы на фотографиях монумент «Рабочий и колхозница», фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок», павильоны Украинской ССР, Узбекской ССР, Механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (Космос).
В 1992-2014 годах комплекс носил название «Всероссийский Выставочный Центр» (ВВЦ). 14 мая 2014 Выставке было возвращено её историческое название — ВДНХ.
В 2014 году ВДНХ объединилась с Главным ботаническим садом им. Н.В. Цицина РАН и парком «Останкино» и сегодня, эта территория — единая рекреационное пространство без заборов площадью 520 гектар.
За последние годы территория выставки была освобождена от большей части лотков, с которых производилась нецивилизованная торговля и устаревших палаток с общепитом. Вместо этого, появились современные павильоны быстрого питания, точки по продаже мороженого и прохладительных напитков и фуд-корт площадью 1,3 тысячи квадратных метров между павильонами № 64 «Оптика» и № 66 «Культура».
Сегодня ведется активная разработка концепции развития ВДНХ как крупнейшего культурно-выставочного центра и главного общедоступного парка столицы мирового уровня.
За годы существования Кутафья башня не раз перестраивалась, и на сегодняшний день имеет оригинальный и нарядный внешний вид: прямоугольное выбеленное основание увенчано ажурным арочным парапетом красного цвета с белокаменными деталями.
Высота башни составляет всего 13,5 метра – при такой компактности можно сказать, что на фоне прочих кремлёвских башен, которые имеют более суровый и степенный вид, она похожа на праздничный кулич или пирожное.
Изысками архитектуры Кутафья башня не отличалась – это было простенькое невысокое сооружение, имеющее два боевых яруса и навесные бойницы. Верх конструкции завершался двурогими зубцами и тесовой кровлей в форме шатра. Однако в 1685 году внешний облик башни подвергся некоторым изменениям – ее верхнюю часть превратили в ажурный венец с белокаменными деталями, а спустя много лет, уже в XVIII веке, разобрали перекрывавший ее свод.
В XIX веке Кутафья башня неоднократно подвергалась реконструкции. Так, в 1868 г. ее ворота замуровали, и вместо них появился сквозной проезд из Москвы на Троицкий мост. С началом XX столетия изменения коснулись и боковых проездов – в 1901 г. их открыли, а в 1930 – снова заложили. И в наши дни Кутафья башня не имеет открытых боковых проездов. Найти ее можно рядом с Троицкой башней.
Историки полагают, что именно незатейливость конструкции башни-малютки и стала поводом к ее названию Кутафьей. Например, в словаре Даля слово «кутафья» расшифровывается фразой «нелепо одетая». А в разговорной речи простых русских людей под словом «кутафья» понималась полная неповоротливая женщина. Но если разобрать слово «кутафья» по частям, нетрудно заметить, что его корнем является «кут» (по-другому – угол). И действительно, небольшое сооружение Московского Кремля с именем Кутафья находится в конце Троицкого моста, как бы в углу. Однако в свое время башня имела и другое название – она была Предмостной, поскольку и она сама, и мост строились в одно и тоже время.
По калибру, который составляет 890 мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась «Дробовиком». Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Петербурге.
Вскоре после отливки пушка была установлена на специальном станке на Красной площади недалеко от Спасских ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть до начала ХVIII в., когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия. В 1706 году Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась сначала во дворе Арсенала, а затем вместе с другой пушкой у главных его ворот. В 1835 году обе пушки были установлены на новые чугунные лафеты, изготовленные по эскизам академика А.П.Брюллова. В 1843 году Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для «хранения достопамятностей», а трофейные пушки оставили у Арсенала.
В связи с началом в 1960 году работ по строительству Кремлевского дворца съездов старое здание Оружейной палаты было разобрано, а древние орудия вновь перевезли к Арсеналу. Позже Царь-пушку установили отдельно на то место, где она находится сейчас.
Во второй половине 1970-х годов Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию и в 1980 году вновь установлены на место.
Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 году по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Моторина и окончание их было возложено на его сына.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.
Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.
В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.
В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын – великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.
Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.
В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним - Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.
Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома – Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.
В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.
Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.
В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.
В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.
Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.
В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.
Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.
Архитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV-XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.
Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.
Строительство Большого Кремлевского дворца началось одновременно со строительством Храма Христа Спасителя, порученным тому же архитектору Тону. Здание дворца должно было символизировать возрождение Москвы после войны 1812 года. Архитектура дворца должна была органично связываться со старинными постройками Кремля. За образец стиля Константину Тону указали взять архитектурный проект Коломенского дворца архитектора Штакеншнейдера, который не был воплощен в жизнь. Так появился проект монументального здания.
В дворцовый комплекс, кроме построенного здания, вошли постройки 16-17 веков - Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. Главный фасад здания расположен вдоль Кремлевской набережной. Наружная отделка здания выполнена в традициях русского зодчества. Окна украшены двойными арками и резными наличниками.
Дворец задумывался, как памятник славы русского воинства. Было обустроено 5 залов: Георгиевский, Владимирский, Александровский, Екатерининский и Андреевский. Залы названы именами орденов Российской империи. Оформление залов выдержано в соответствующем названию стиле.
Андреевский зал по повелению Николая I был посвящен ордену Андрея Первозванного. Это тронный зал дворца и главный императорский зал Кремля. Последняя реставрация зала была проведена в 1994-1998 годах. Андреевский зал был восстановлен в своем первоначальном виде.
Александровский зал примыкает к Андреевскому. Зал получил название в честь ордена Святого Александра Невского. Этот орден был учрежден Екатериной I в 1725 году. Зал восстановлен в первоначальном виде в 1994-1998 годах.
Владимирский зал назван в честь святого князя Владимира. Зал находится в центре дворца и ведет в другие помещения дворца: в Георгиевский зал, в Грановитую палату, в Теремной дворец и другие помещения. Зал освещается через купол. Облицовка стен зала выполнена из розового мрамора.
Георгиевский зал - самый парадный из залов дворца. Назван в честь ордена святого Георгия Победоносца, который был учрежден Екатериной II в 1769 году. Этот орден стал высшей наградой Российской империи.
В наше время Кремлевский дворец - парадная резиденция Президента Российской Федерации. В нем проводятся государственные и дипломатические приемы и официальные церемонии.
Изначально постройка представляла собой невысокий помост из кирпича, огражденный деревянной решеткой. После неоднократных реконструкций, Лобное место стало возвышенным сооружением в окружении невысоких каменных перил с постаментом в самом центре конструкции. В западной части Лобного места находится дверь с железной решеткой, через которую на верхнюю площадку ведут одиннадцать ступенек.
Происхождение самого названия «лобное» до сих пор на 100% не выяснено. Одно с предположений гласит, что такое название связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности называлось «складывать лбы» или «рубить лбы».
Другой вариант объяснения в том, что это обычный перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (если посмотреть на план Лобного места, то можно увидеть, что своими контурами он напоминает череп).
Наиболее приемлемой версией считается следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москве-реке. Места с такими перепадами высот на Руси назывались «Лбами».
Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения – нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.
Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу – это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.
Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.
Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин – кокошники; позади женских фигур – отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой – Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.
Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818".
Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.
Библиотека была основана в 1862 году, фонды пополнялись как за счет библиотек Петербурга, так и стараниями москвичей, передававших ценные рукописи и издания в дар. С 1921 году библиотека стала национальным книгохранилищем. Через три года учреждению присвоили имя Ленина, под которым оно широко известно до сих пор.
Строительство нового здания библиотеки, в котором она размещается по сей день, началось в 1924 году. Авторами проекта Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. Это великолепный образец архитектуры сталинского ампира. Здание с его многочисленными колоннами отдаленно напоминает древнеримские храмы, это очень масштабное и красивое строение, настоящий дворец. Ряд корпусов был закончен значительно позднее, в 1958 году.
Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.
Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.
Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.
В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.
Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.
Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.
Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них. К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.
После распада Советского Союза в здании разместилась нижняя палата парламента Российской Федерации - Государственная Дума.
Светло-серый фасад абсолютно симметричного здания, отделанный натуральным протопоповским камнем, выглядит довольно лаконичным и не отличается изысками декоративного оформления, сочетая элементы конструктивизма с чертами более поздних веяний советской архитектуры, которые позже станут называть "сталинскими". Во всю высоту здание декорировано пилястрами; цоколь и входная группа (трёхэтажный портал) выполнены из более тёмного камня - карельского гранита и лабрадора. Наиболее ярким декоративным элементом на фасаде стал огромный лепной герб Советского Союза, расположенный под крышей здания; чуть выше входной группы также установлен герб Российской Федерации - двуглавый орёл, появившийся на фасаде в 1990-х годах.
Архитектурный облик здания отличается монументальностью и представительностью, благодаря чему проект Лангмана стал и долгое время оставался эталоном советского правительственного здания. Кроме того, он оказал определённое влияние на создание облика новой советской Москвы, который был утверждён Генпланом реконструкции города 1935 года: предполагалось, что подобные здания должны были стать основой застройки вдоль новой дороги от Лубянской площади до Дворца Советов.
Тем не менее, не все нашли архитектурное решение изящным: например, архитектор Иван Жолтовскийсчёл его приемлемым, но недостаточно выразительным, заявив, что его можно построить вверх ногами, и никто ничего не заметит.
Началось все с того, что три брата из богатого купеческого рода Морозовых поспорили, как лучше увековечить свое имя в истории, какие произведения искусства нужно для этого коллекционировать. Младший брат, Арсений Морозов (1873-1908), решил для этой цели построить необычный дом, который будет стоять веками. У молодого человека был подходящий участок для строительства, подаренный матушкой на 25-летие. Вместе со своим приятелем, архитектором Виктором Мазыриным, он объездил всю Испанию и Португалию в поисках дома, который мог бы быть прообразом для их московского строительства. Самое сильное впечатление на миллионера произвел замок Пена в Синтре (в Португалии). Этот шедевр был там возведен еще в средние века в мавритано-испанском стиле.
Возвратились друзья в Москву и работа закипела. Общественное мнение было шокировано еще на этапе строительства, но Морозов не обращал внимания на насмешки и собственноручно делал эскизы своего чудо-замка. По окончании строительства особняка на Воздвиженке, в 1899 году, шквал критики только усилился. Старания Морозова не оценила даже родная мать, не говоря уже о посторонних. В романе «Воскресение» Льва Толстого есть неодобрительные слова по поводу этого дворца. Однако Морозов был в восторге от дома и оказался прав – прошло сто лет, от многих «правильных» домов московской знати не осталось и следа, а нестандартный замок радует и удивляет гостей столицы и поныне.
Парадный вход дома и две башни по бокам сделаны в ярко выраженном неомавританском стиле. Сам проем имеет форму подковы, лепнина выполнена в виде ракушек, колонны витые, а карниз ажурный. Все это в сумме дает неповторимый колорит. О других частях удивительного особняка тяжело сказать, в каком именно они стиле. Есть здесь элементы классицизма, а отсутствие симметрии явно указывает на модернистские приемы в архитектуре.
Отделка комнат внутри выражает широчайший спектр предпочтений и интересов экстравагантного миллионера. Столовая была им названа «рыцарским залом», это хороший пример псевдоготики. А гостиная, в которой проходили балы, – образец стиля ампир. Будуар жены Морозов предпочел декорировать в стилистике барокко, но это не спасло пару от фактического развода. Некоторые комнаты имеют китайский или арабский интерьеры. Снаружи над особняком был разбит маленький висячий сад.
Внешне театр предстает как двухэтажное сооружение, причем потолки и окна второго этажа отличаются своей высотой. В центральной части здания есть также небольшой третий мансардный этаж, придающий общему его виду утонченность и аккуратность.Небольшое двухэтажное здание внешне не отличается пышностью и помпезностью. Зато внутри театр поражает своей красотой и великолепием. Удобное фойе с зеркалами на стенах и портретами знаменитых актеров и актрис, работавших в театре. Также посетители могут увидеть интересные музейные афиши в рамочках, которым более 60 лет, и посетить мини-музей с костюмами из спектаклей начала 20-го века.
На первом этаже расположен бюст Александра Сергеевича Пушкина, в честь которого назван театр. Буфет находится на третьем этаже. Здесь продают очень вкусный кофе, пирожки, бутерброды и пирожные. Цены довольно демократичные. Но самое главное место, где начинается захватывающее представление - это зрительный зал. Здесь большая удобная сцена, потрясающе красивые люстры и мягкие кресла в партере, амфитеатре и бельэтаже. Также есть очень уютные ложи балконов. Филиал театра находится недалеко от главного здания по адресу: Сытинский переулок, дом 3/25. Главный зал довольно маленький. Посередине расположена сцена, по обе стороны от которой тянутся ряды мест (с одной стороны пять, с другой три).
Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю. Дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.
Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.
Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.
В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.